Мы в соц. сетях:
Будущее

Закономерности развития цивилизации: от прошлого к будущему

5 Авг 2015

Двинин Дмитрий Юрьевич

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Любая система эволюционирует.

Развитие человечества идет благодаря внутренним и внешним факторам.

Внутренние — развитие производительных сил общества и экономических производственных отношений.

Внешние – зависимость от окружающей среды, наличие природных ресурсов.

Рисунок1

На линиях развития происходят разветвления (бифуркации). В какое состояние перейдет система, точно спрогнозировать невозможно, но коридор развития обусловлен системной памятью. «Бесконечное ветвление» ограничено дефицитом энергии.

Рисунок2

Древнейший период

Появление человека – первые зафиксированные экологические кризисы (… 2,5 млн. лет назад – 100-70 тыс. лет до н.э.)

Вызов: Длительная засуха в Африке около 100 тыс. лет назад

Ответ: Около 100-80 тыс. лет назад началось расселение предковой популяции Homo sapiens sapiens

Рисунок3

Вызов: 25-8 тыс. лет до н.э. массовое исчезновение крупных млекопитающих (мамонтовой фауны), нехватка продуктов питания получаемых посредством охоты

Рисунок4

Ответ: появление земледелия и скотоводства 8-11 тыс. лет назад на Ближнем Востоке, в месте наибольшей концентрации населения

Рисунок5

Увеличение количества продуктов питания вызывало быстрый рост численности населения, избыток продуктов привел к тому, что часть населения могла не заниматься земледелием и скотоводством, появились первые города. Необходимость регулирования древнего земледелия привело к появлению первых государств на Ближнем Востоке.

Рисунок6

Римская империя, объединившая большую часть известной цивилизации — апогей развития цивилизации основанной на примитивном земледелии

Рисунок7                                       Рисунок8

Проблемы Древнего Рима:

1.Падение урожайности, из-за экстенсивного земледелия основанного на примитивном земледелии, привело к невозможности прокормить крупные города (численность Рима в I веке около 2 млн. человек). Это вело к необходимости постоянного увеличения территории (завоевание Римом «хлебных» Египта, Дакии, установление контроля на Боспорским царством).

2.Нравственные проблемы населения Древнего Рима: лозунг «Хлеба и зрелищ!», из-за широкого распространения рабовладения — презрение к труду.

3.Отсутствие развития естественных наук. Захватив Грецию и позаимствовав от нее достижения в области философии и искусства, римляне прошли мимо огромных достижений греческой науки. За пять веков своего существования они не сделали ни одного существенного открытия в области наук о природе.

Итог:

Из-за проявившихся в I веке проблем, неуклонное падение численности населения империи (с 70 млн. во 2 веке), что вело к невозможности противостоять варварам и в итоге вело к уменьшению контролируемой территории.

Падение Западной Римской империи в V веке, приход «темных веков».

Рисунок9

Средневековье

Крушение цивилизации в Западной Европе, древний «постапокалипсис». Резкое падение численности населения Европы, исчезновение крупных городов, торговли, примитивизация культуры и быта.

Рисунок10

Восстановление численности населения Европы в эпоху развитого средневековья (XII-XIII века), за счет некоторого географического «сдвига» европейской цивилизации на север, на территории с ненарушенными земельными ресурсами, появление крупных городов с развитой городской культурой (Париж, Лондон, Флоренция, Венеция), возникновение (важное отличие от Римской цивилизации!) первых университетов.

Рисунок11

Проблемы Средневековой Европы:

1.Аграрное перенаселение, проявившееся в эпоху развитого Средневековья .

2.Вырубка лесов (основного топливного ресурса).

3.Ухудшение климатических условий (малый ледниковый период с XIV века).

Итог:

Чума 1347 года, тяжелые последствия которой вызваны высокой скученностью, падение численности населения Европы на 1/3.

Резкое падение численности населения некоторым образом ослабило проблему нехватки ресурсов для дальнейшего развития.

Отличие Средневековой Европы от Римской империи – появление университетов, центров развития науки

1117 году Оксфордский университет;

Конец XII века Парижский университет (Сорбонна);

1209 год Кембриджский университет;

XIII в. университеты: в Саламанке, Монпелье, Падуе, Неаполе, Тулузе.

В XIV веке появляются университеты: в Праге (1348), в Кракове (1364), в Вене (1365), в Гейдельберге (1385);

В XV веке в Лейпциге (1409), в Базеле (1459) и т. д.

Выход из ресурсного кризиса – великие географические открытия

стали возможны благодаря университетам

В 1492 год Колумб (выпускник Павийского университета) опираясь на данные астронома и географа Тосканелли (выпускника Падуанского университета) отправился в поисках Индии на запад Атлантического океана.

Рисунок12

Характеристика Нового времени

1.Поток новых ресурсов в Европу из колоний.

2.Решение проблемы «лишнего» населения, аграрного перенаселения, за счет перемещения массы людей из Европы в Новый Свет.

3.Развитие торговли с колониями привело к быстрому росту влияния купечества, уменьшению роли феодалов, что обусловило появление первых буржуазных государств (Нидерланды, Англия).

4.Развитие естественных наук, вызванное необходимостью переработки увеличившегося объема ресурсов и технического обслуживания морских путешествий.

5.Быстрый рост численности населения в Европе и Новом Свете.

Увеличение ресурсов требующих переработки, из-за торговли с колониями, привело к появлению мануфактур (XVI-XVII век), а затем, благодаря развитию естественных наук, и первых машин (конец XVIII века), что вызывало «промышленную революцию»

Увеличение используемой энергии, благодаря «промышленной революции», привело к замене древесины на уголь в качестве основного топливного ресурса

19 век: век угля и стали

Рисунок13

Начало XX века

Окончательный раздел мира европейскими державами

Первые ограничения экстенсивного развития Лимитирующий ресурс – территориальныйРисунок14

Попытка выхода из кризиса развития отдельными странами, с помощью территориального передела, привело к первой мировой войне с использованием оружия массового поражения, будущее человечества встало под вопросом

Ответ: попытка построения абсолютно новой мировой системы, обеспечивающей развитие человечества, революция в России, появление СССРРисунок15

Ответная реакция прежней системы на появление новой:

интервенция, после ее провала — международная изоляция СССР

Рисунок16

Апогей борьбы социализма и капитализма

В ответ на развитие социалистических движений в Европе, появление реакционной консервативной силы – фашизма. Формирование блока фашистских государств  — «Антикоминтерновский пакт».

Вторая мировая война

Однако желание нового передела колоний фашистскими государствами, привело к расколу в капиталистическом лагере, часть государств (Великобритания, Франция , США) оказались союзниками СССР.

Рисунок17

Развитие социализма и капитализма (вторая половина XX века)

СССР

  1. Ускоренное развитие науки и образования, быстрая ликвидация массовой неграмотности, превращение СССР в мирового научно-технического лидера к 50-м годам.
  2. Поиск новых источников энергии: 20-60-е годы ГЭС, 50-80-е АЭС, С 50-х годов работа над источниками термоядерной энергии, появление токамаков.
  3. Попытка «освоения новых территорий»: запуск первого ИСЗ в 1957 году, выход человека в космос в 1961 году, подготовка к формированию обитаемых баз на Луне и Марсе.

Запад

  1. Замена угля на нефть к середине XX века, резкое увеличение потребления энергии, рост производства и массового потребления.
  2. Конкуренция с СССР: космос, «ретуширование» социальных противоречий.
  3. Превращение «третьего мира» в общую колонию Запада под руководством США, что привело к исчезновению западных стран требовавших территориального передела

Обе системы:

Быстрый рост численности населения.

Проблемы СССР

  1. Более низкая база развития (Россия начала XX века страна догоняющего развития, с 90% крестьянского, в значительной степени безграмотного населения), отставание от наиболее развитых западных стран в уровне жизни;
  2. Включение экономики СССР с 60-70-х годов в мировую торговлю, появление зависимости от капиталистической системы (закупки зерна, продажа нефти и газа);
  3. Проблема бюрократии, перерождение ее в элиту, начало формирование классового общества;
  4. Проблемы плановой экономики (один центр управления) при соприкосновении ее с рыночной (множество центров управления).

Итог:

Крушение мировой социалистической системы в 1989—1991 годах.

Современный мир

Проблемы:

  1. Отсутствие альтернатив развития, распространение по всему миру «неолиберальной» модели капитализма.
  2. Пределы роста, все более острое проявление проблемы ресурсного ограничения мирового развития (Д.Медоуз, 1972, 1993, 2004)
  3. Рисунок18

Проблема ограниченности нефти (энергии)
(пределы роста)

Рисунок19 Рисунок20 Рисунок21 Рисунок22

3 сценария развития:

  1. Ультратоталитарный: ограничение «верхами» потребления «низов» с помощью тоталитарных инструментов насилия

Рисунок23

  1. Крушение цивилизации: резкое обрушение потребления, распад социальных институтов, невозможность восстановления из-за ресурсного исчерпания Земли

Рисунок24

  1. Переход на новую ступень развития: решение энергетической проблемы за счет новых источников, позволяющих значительно удешивить потребление энергии, освоение космического пространства

Рисунок25

Проблема

Открыто около 1 тысячи экзопланет (по оценкам до 17 млрд. планет земной группы в Галактике)

Уравнение Дрейка – число высокоразвитых цивилизаций в Галактике до 40 тысяч.

Парадокс Ферми (великого молчания)

Энрико Ферми: «Ну, и где они в таком случае?»

Выдвигаются многочисленные аргументы о том, что во Вселенной должно существовать значительное количество технологически развитых цивилизаций. С другой стороны, отсутствуют какие-либо наблюдения, которые бы это подтверждали. Ситуация является парадоксальной и приводит к выводу, что или наше понимание природы, или наши наблюдения неполны и ошибочны.

Возможно только крайне небольшое количество цивилизаций во Вселенной способно решить энергетическую и ресурсную проблему и перейти на новый этап развития связанный с освоением космического пространства

 

Автор:
2 610 0


Добавить комментарий