Мы в соц. сетях:
Наука и паранаука

Луна и жизнь

8 Мар 2016

     Корляков К.А.

       Весь опыт человеческой цивилизации проявляющийся в различных явлениях природы люди пытались объяснять на всех стадиях развития общества. До появления науки объяснение явлений природы имело, как рациональный, так и иррациональный характер в зависимости практических, идеологических и психологических побуждений. Зачастую объяснения не имели опытных подтверждений и экспериментальных проверок. Опыт таких объяснений за время существования письменной цивилизации накопился огромнейший. С появлением науки и расстановкой большинства явлений природы по своим местам не научные, традиционные культы, объясняющие эти явления, никуда не исчезли. Эти культы продолжали существовать, впитывая и научные открытия. Кроме того, взрыв научных открытий обусловил появление новых культов, вобравших в себя научный опыт и традиционно опирающийся на иррациональный, не проверенный точным и достоверным экспериментом, подход. Тем не менее, не логичные иррациональные и не проверенные объяснения природы в большинстве случаев характеризовались высокой эстетикой. Поэтому большая часть из них вошла в культы искусства. В то же время наука объяснила необходимость человеческого сознания в иррациональных, необъяснимых взглядах и мировоззрениях психосоматикой адаптации человека к давлению факторов среды и спецификой энергетики мозга – высшей нервной деятельности позвоночных (Черниговская, 1986; Савельев, 2010). Научная методология в свою очередь развивалась также не всегда равномерно, при этом научная мысль и методология зачастую опережала возможности эксперимента.

         Особое место во взаимодействии человек-природа занимает связь космических тел с жизнью человека и живой природой на Земле. Луна наряду с Солнцем – первые явившиеся взору человека, хорошо видимые объекты. Как следствие влиянию именно этих космических тел на жизнь на Земле уделялось особенно много внимания. В последние полтора столетия в связи получением масштабных данных о различных космических телах и хорошо установленных закономерностях влияния их на природу Земли и жизнь в частности, роль Луны в этих аспектах несколько снизилась. Тем не менее, интерес к самому ближайшему космическому телу Земли в последние десятилетия вновь стал возрастать, но уже не в связи с влиянием его на жизнь, а с его ролью в формировании Земли. Влияние Луны на природу Земли и жизнедеятельность человека и общества обсуждалось со времен становления цивилизации. Причем часто эти идеи были обращены к мистическим направлениям: лунатизм, оборотни, рассвет всей нечистой силы в полнолуние и т. д. Отдельной линией в опыте многих народов и цивилизаций прослеживаются представления о влиянии положения Луны на развитие культурных и диких растений. Однако, ни первое, ни второе направление не подвергалось серьезным научным проверкам или признавалось научно необоснованным. И наконец, активно развивающиеся во второй половине двадцатого и начале двадцать первого столетий социальные и околонаучные представления о влиянии фаз Луны на психику и активность жизнедеятельности людей. Однако, этот мировоззренческий аспект скорее является возрождением более древних культов влияния полнолуния на мистические аспекты жизни людей и животных, упомянутых ранее. Этот случай является очередным прекрасным примером возрождения древних мифологических культов и легенд на основе новой информации подобно детально описанному явлению под названием «Снежный человек – леший двадцатого века» (Верещагин, 1989).

         Теории возникновения Луны и совместного проживания Луны с Землей на сегодняшний день весьма различны: теория столкновения, теория захвата, теория формирования из газопылевого облака (Галимов, Кривцов, Забродин, Легкоступов, Энеев, Сидоров, 2005). Однако накопились и весьма надежные данные о важных моментах взаимного существования Земли и Луны. Например, постоянное удаление Луны от Земли и влияние Луны на динамику вращения Земли. Последнее значительно влияет на климат Земли и соответственно другие циклы, обусловленные этим явлением. Однако, сам механизм зарождения Луны также немаловажен, например, для такого явления, как зарождение жизни. Эти два события в геологической летописи не сильно разняться, формирование Луны оценивается в 4.5-4 млрд. лет, зарождение жизни − в 4.1-3.8 млрд. лет. Здесь следует отметить, что до появления первых клеток (3.8 млрд. лет) шла доклеточная эволюция в виде предполагаемых мира РНК и мира полициклических ароматических углеводородов, где впервые выработались ферменты, ДНК, клеточная мембрана. Формирование тела Луны на этом этапе эволюции и ее близость к Земле не только сказывались на условиях существованиях биоты на Земле, но и могли во многом определить наиболее значимые молекулярные ароморфозы в эволюции биоты. Влияние Лунной гравитации на поверхность Земли было более значительным, чем сегодня, хотя и сегодня Луна, находясь на значительном удалении от Земли, определяет приливно-отливную динамику мирового океана, скорость вращения Земли (Авсюк, Геншафт, Салтыковский, Светлосанова, 2005). Существуют различные оценки скорости удаления Луны от Земли. Однако то, что Луна на заре своего развития находилась значительно ближе к Земле, признается большинством специалистов. На сегодня минимальное расстояние Луны до Земли на ранних фазах существования первой оценивается величинами, несколько превышающими точку Роша (18400 км) и составляющими 60000 км. На ранних стадиях эволюции системы Земля-Луна, когда Луна находилась максимально близко к Земле, силы гравитации Луны могли как стимулировать эволюцию, так и блокировать развитие жизни. Приливно-отливные силы могли достигать огромных величин и ограничивать возможность развития многих форм живых организмов. К тому же это могло существенно влиять на биотопические условия в виде зарождающейся гидросферы, значительно разливающейся или качественно дискретной в виде водяных паров с адсорбированными частицами коллойдного и глинистого спектра. Роли близости Луны к Земле и ее влиянию на ранние стадии абиогенеза исследователями пока не уделяется много внимания, основной акцент сделан на роль метеоритной бомбардировки. Стоит отметить, что динамика вращения Луны более стабильна в отличии от локальных периодов метеоритных бомбардировок и позволяет, с одной стороны, делать точные прогнозы о распределении твердой, жидкой и газообразных фаз на ранних этапах жизни системы Земля-Луна, а, с другой стороны, способствовать становлению основных биологических механизмов и отбору биологических структур, также имеющих цикличную природу.  Более высокая скорость вращения Луны и соответственно Земли могли влиять на отбор и становление основных биологических циклов в том числе метаболических констант и биохимических реакций закрепившихся впоследствии в геноме.

       Влияние различных физических полей на природу живой материи достаточно изучено, особенно в части электромагнитных полей. Так кристаллы магнетита, влияющие на восприятие магнитных полей, общую пространственную ориентацию и другие жизненные функции, обнаружены у бактерий, водорослей, насекомых, моллюсков, черепах, рыб, птиц и млекопитающих (Кораго, 1992). Однако, с влиянием сил гравитации на живые организмы дело обстоит сложнее, в том числе и по методическим ограничениям физики. Однако, существует ряд предположений об усилении и увеличении гравитации во время цикличных фаз взаимодействия Луны с другими космическими телами (Ушаков, 2014).

        С другой стороны, многовековой опыт растениеводства накопил ряд важных наблюдений, обобщенных в так называемом лунном календаре (Ершов, 2004). Так известно, что от новолуния до первой четверти на растущей Луне, в период лунной «весны», как и обычной весной, все соки в растении идут от корней вверх, в крону и листья. Полнолуние – «макушка лета». Крона, листья, фрукты и ягоды насыщенны соками и питательными веществами, но и активные микроорганизмы также в расцвете сил. Считается, что удобрения необходимо вносить: минеральные – на растущую Луну, органические –на убывающею Луну. То есть когда соки растения внизу, то они держат органику с минералами. Когда соки вверху, то они слабо связывают минералы внизу в корневой системе, и последние лучше проникают в свободное пространство. А когда соки с органикой внизу, то они не пускают новые минералы. Когда же соки спускаются с кроны их становиться меньше, так как они были расходованы на метаболизм кроны и растению необходимо пополнить запас органических веществ. Считается, что посадку ягод, фруктов, овощей круглой формы желательно осуществлять в полнолуние и ни в коем случае не на убывающей луне. Если сажать их в новолуние, то урожая не будет. Здесь может проявляться фазовая составляющая гравитации, влияющая на симметрию развития, где проявляется эволюция развития отдельных форм филогенетического древа и индивидуального развития. И реализуется параллель модели симметрии В.А. Геодакяна (2005) и теории луносенсорики А.М. Оловникова (2014). Суть теории луносенсорики заключается в том, что «песок» в мозгу человека под действием усиливающихся гравитационных эффектов луны, встающей на единую параллель с другими планетами, способствует «выдавливанию» гормонов, взаимодействующих с теломерами и редумерами. Посредством чего, концы хромосомы «схлопываются», она укорачивается и мешает процессу считывания информации. Луна как бы притягивает к себе центр высшей нервной деятельности, что хорошо прослеживается на различных ветвях филогенеза в истории развития живых организмов. У В.А. Геодакяна это явление смоделировано в виде третьей вертикальной оси симметрии, которой он дополнил систему симметрии В.Л. Беклемишева (1964). Третья ось объясняет трехмерную асимметрию сложных высокоорганизованных организмов. Что в эволюции филогенетического древа начинает наблюдаться у низших позвоночных. Ярким примером служит наиболее эволюционно молодые группы рыб — морской конек, разворачивающийся вертикально, и камбала с асимметричным ароморфозом в индивидуальном развитии. Однако, в отличие от магнетита «мозговой песок» представлен в большинстве своем гидроксиапатитом с небольшими другими включениями. В подобных теориях наблюдается попытка связать с гравитацией биофизику метаморфозов и возможных ароморфозов. Для квантовых экологических механизмов, обуславливающих появление ароморфозов, имеются некоторые теоретические обоснования, и отсутствуют экспериментальные проверки (Марков, 2009). Однако, в случае с метаморфозами, которые в отличие от ароморфозов в жизни многих организмов могут стабильно наблюдаться, выявлены важные биохимические и биофизические механизмы. Метаморфозы в проявлениях жизни цикличны, как и динамика большинства факторов внешней среды. Достоверных научно установленных связей зависимости метаболических характеристик жизни и динамики лунных фаз пока нет.

      Прогнозы дальнейшего развития системы Луна-Земля достаточно различны: от потери Луны Землей и приобретения Луной новой орбиты вокруг Солнца или другого космического тела, распада Луны на куски или столкновения с другим космическим телом до уравновешивания периодов вращения Луны и Земли с остановкой Луны над одной точкой Земли с постоянным расстоянием (Сорохтин, Чилингар, Сорохтин, 2010). Баланс взаимодействий в системе Земля-Луна влияет в первую очередь на ландшафт материнской для жизни Земли. То есть на биотоп или среду обитания, которая определяет онтогенез и филогенез. Если не брать во внимания гипотезу взаимосвязи возникновения Луны и возникновения жизни, то можно отметить схожую параллель в возникновении ядра Земли и ядра эукариот 2.5-2.7 млрд. лет назад (Сорохтин, Ушаков, 2002; Марков, 2009). Это событие также ознаменовано кислородной катастрофой и Гуронским оледенением (2.5-2 млрд. лет). Помимо влияния Луны на небольшие ландшафтные изменения, такие как приливы, отливы, поднятие почвы, можно отметить связь взаимодействия Луна-Земля с такими событиями как тектоника, оледенения и баланс газовых констант атмосферы. Существуют несколько моделей удаления Луны от Земли: удаление с замедлением, удаление с ускорением и последующим замедлением и удаление с постоянной скоростью. Согласно одним расчетам за первые 200 млн. лет после своего образования Луна отдалилась от Земли на расстояние 120000 км. А через 1 млрд. лет достигло 200000 км. По другим данным 200000 км были достигнуты Луной лишь 1 млрд. лет назад. В любом случае, только после удаления Луны на данное расстояние произошло появление многоклеточных организмов и выход жизни на сушу. В свою очередь необходимо отметить, что большинство качественных молекулярных ароморфозов, возникших в воде, происходило при расстоянии Луны до Земли не более 200000 км. В целом, по мере удаления Луны от Земли происходило увеличение дифференцировки суперконтинентов. Продолжительность жизни суперконтинентов также снижалась, происходила все большая дифференцировка материковых пространств. Периоды складчатостей и оледенений, также с течением эволюции системы Земля-Луна, стали более короткоживущими. Гравитационная составляющая Луны также могла влиять на распределение газов, их миграцию и удаление с поверхности планеты и климатические составляющие. Замедление вращения Луны и ее остановка одной стороной по отношению к Земле также могли способствовать ландшафтным и биотическим изменениям. Основы организации и самоорганизации живого могли быть заложены в период активного вращения Луны. Таким образом, до момента остановки вращения Луны система Земля-Луна представляла из себя типичную неравновесную дуальную систему, подобную тем, что так часто описывают в биологических системах. Существуют геологические и палеонтологические свидетельства того, что Земля в далеком прошлом вращалась быстрее, а лунный месяц был короче. На ранних стадиях Земли Солнце проходило через землю за 3 часа, то есть день составлял 3 часа. Длительность суток на Земле постепенно увеличивается. В момент потери Землей Луны продолжительность суток может составлять 1.5-2 недели по нынешним меркам. Данные закономерности объясняют то, что в период быстрого вращения Земли и соответственно Луны доминировали микроорганизмы, глобальный суточный цикл природы Земли был коротким. Доминировали так называемые r-стратеги. С постепенным увеличением длительности суток стали появляться и в конечном счете доминировать многоклеточные организмы с преимущественно более длинным жизненным циклом. Таким образом, в дальнейшей эволюции жизни на Земле можно ожидать появления все более долгоживущих форм. Такие условия открывают путь развития К-стратегов.

    Лунные сутки и лунный месяц также определяет цикличную динамику активности многих живых организмов. Известно, что многие ночные млекопитающие ориентируются по лунному свету. Кроме дополнительного лунного освещения луна способствует увеличению поляризационного света. Отмечаются некоторые попытки связать активность человека и его психосоматику с лунными фазами. Однако, в отличие от электромагнитных волн гравитационные эффекты очень слабые, но слабые взаимодействия влияют на формирования некоторых «тонко» сбалансированных систем, какими и является жизнь.

      Таким образом, в изучении влияния Луны на живые организмы могут рассматриваться три основных аспекта: 1 — возникновение жизни; 2 — биофизика и биохимия функционирования жизни; 3 — экологические факторы, определяющие развитие жизни и их прогноз. Как изучение истории влияния Луны на Землю и жизнь на ней, так и прогнозы динамики жизни Луны и ее роль в функционировании биоты и динамики жизни тела Земли в целом, необходимо оптимизировать и интенсифицировать. Четких и системных исследований влияния лунных фаз и стадий на изменение молекулярных механизмов в живых организмах практически не проводилось. В связи с этим открываются широкие перспективы подобных исследований, в которых могут быть разобраны такие вопросы, как космизм и тропизм различных уровней организации живой материи, влияние гравитационных эффектов на жизнедеятельность организмов, влияние гравитации на ароморфозы и метаморфозы, взаимодействие лунных фаз и экосистемных сдвигов, анализ геохронологических фаз луны и изменение ландшафта и тектоники Земли, роль формирования и возникновения Луны в возникновении жизни. Так называемая традиция русского космизма должна обеспечить интерес к изучению влияния космических тел на живую природу. И в этом отношении ближайшее космическое тело Земли является наиболее удобным, изученным, функционально значимым и во многом причинно определяющим объектом.

Литература

Авсюк Ю.Н., Геншафт Ю.С., Салтыковский А.Я., Светлосанова З.П. Широтная зависимость областей осадконакопления как проявление хода приливной эволюции системы Земля-Луна-Солнце // Доклады Академии наук. 2005. Т. 402. № 5. С. 643-646.

Беклемишев В.Л. Основы сравнительной анатомии беспозвоночных. М., 1964. Т. 1. 325 с.

Верещагин Снежный человек — леший двадцатого века // Охота и охотничье хозяйство, 10989 № 2. Ежемесячный массово-производственный, спортивно-методический, иллюстрированный журнал Государственного комитета СССР по охране природы и Союза обществ охотников и рыболовов РСФСР. М.: Изд-во ВО «Агропромиздат», 1989. 51 с.

Галимов Э.М., Кривцов А.М., Забродин А.В., Легкоступов М.С., Энеев Т.М., Сидоров Ю.И. Динамическая модель образования системы Земля-Луна // Геохимия. 2005. № 11. С. 1139-1150.

Геодакян В.А. Эволюционные теории асимметризации организмов, мозга и тела // Успехи физиологических наук. 2005, вып. 36, № 1. С. 24-53.

Герасимов А.В., Костюченко В.П., Соловьева А.С., Оловников А.М. Шишковидная железа как эндокринно-гравитационный луносенсор: обнаружение лунофазных морфологических изменений у мышей // Биохимия. 2014. Т. 79. № 10. С. 1316-1323.

Ершов М.Е. Луна, звезды, урожай: биополе живых организмов; посадка огородных культур, деревья лечат. М.: АСТ, 2004. 107 с.

Кораго А.А. Введение в биоминералогию. СПб.: Недра, 1992. 280 с.

Марков А.В. Ядро Земли и ядро клетки // Экология и жизнь, 2009. № 10. С. 50-55.

Савельев С.В. Возникновение мозга человека. М.: Веди, 2010. 324 с.

Сорохтин О.Г., Чилингар Д.В., Сорохтин Н.О. Теория развития Земли: происхождение, эволюция и трагическое будущее. Ижевск: Ин-т компьютерных исслед., 2010. 751.

Сорохтин О.Г.,Ушаков С.А. Развитие Земли. М: изд-во МГУ, 2002. 506 с.

Ушаков С.И. К проверке закона ослабления гравитации М.К. Майорана во время затмения Солнца Луной // Актуальные проблемы современной науки. 2014. № 3 (77). С. 155-158.

Черниговская Т.В., Деглин В.Л. Метафорическое и силлогистическое мышление как проявление функциональной асимметрии мозга // Ученые записки Тартутского университета, Труды по знаковым системам. Тарту, 1986. Вып. 19. С. 68-84.

Автор:
1 515 0


Добавить комментарий